Один из ведущих российских специалистов по конкурентной разведке - Нежданов Игорь Юрьевич написал материал о том, какое место занимает прогнозирование в работе аналитика. Польза прогнозирования и его ограничения, а также особенности его использования в практической работе аналитика - в материале Игоря Нежданова.
Далее цитата.
Прогнозирование как завершающий этап анализа в конкурентной разведке
Разделить анализ и прогнозирование в конкурентной разведке весьма не просто. Большая часть сложных методик анализа уже заточена на прогнозирование. Фактически анализ нужен для того, что бы создать прогноз. И понять где закончился собственно анализ и начался прогноз ой как не просто. Поэтому ниже будут описаны особенности прогнозирования как процесса интеллектуальной деятельности.
Безусловно, прогнозирование имеет свои ограничения и не дает однозначный ответ на вопрос «что будет завтра» и это необходимо всегда учитывать и конкурентная разведка в этом плане не исключение. Также нельзя забывать и о том, что изучается состояние на сейчас, а в будущем возможны любые, самые невероятные изменения. Поэтому давая прогноз всегда необходимо оговаривать условия и границы развития конкретной ситуации, варианты изменений и их последствия. По сему содержание итогового документа аналитика должен быть примерно следующим:
Прогноз развития
- Сценарии воздействия на объект возможностей, преимуществ, угроз, слабостей и заинтересованных сил;
- Сравнение с аналогичными ситуациями и/или с аналогичным объектом;
- Возможные сценарии поведения в тех или иных ситуациях;
- Определение верхних и нижних пределов развития объекта с учетом возможностей, преимуществ, угроз и слабостей;
Рекомендации
- Что из слабостей и угроз целесообразнее использовать для достижения своих целей;
- Какие возможности и преимущества объекта необходимо нейтрализовать для достижения своих целей.
При работе над прогнозом важно помнить, что сам по себе прогноз так же влияет на развитие изучаемой ситуации если становится известен субъектам причастным к анализируемым событиям. Фактически такой прогноз является для участников событий чем то вроде стороннего совета. Прогнозы известных и авторитетных людей становятся силой, влияющей на развитие событий. По воздействию на участников событий прогнозы можно сгруппировать на:
- воодушевляющие и подталкивающие к активным действиям;
- запугивающие и тормозящие определенные действия;
- маскирующие (дезинформирующие).
По своей сути прогнозируемые варианты развития событий (объектов) можно разделить на регулярно повторяющиеся, редко повторяющиеся и неповторимые. Причем, как вы понимаете, неповторимая сейчас (впервые возникшая) ситуация в дальнейшем может перейти в категорию редких, а позже и в категорию регулярных. Результатом изучения регулярно повторяющихся событий являются выявленные закономерности и выведенные на их основе законы развития этих событий. Фактически такие закономерности (законы) есть ни что иное как унифицированный прогноз – «если А больше В, а с меньше В, то С меньше А». Сложнее обстоит дело с редкими ситуациями. Для них тоже можно вывести определенные закономерности, но не хватает базы для однозначного утверждения о незыблемости такого закона. Поэтому важно не пропустить тот момент, после которого выявленные закономерности перестают работать. Для этого необходимо заранее выявить соответствующие индикаторы и контролировать их состояние. Самым сложным в прогнозировании является работа с уникальными ситуациями. Здесь необходимо выявлять те элементы изучаемого события или объекта, которые не уникальны, а редки, а еще лучше регулярны. При выявлении достаточного объема таких элементов можно строить прогноз на основе законов, регулирующих их развитие. В данной ситуации важно понять что играет первостепенную роль в изучаемой ситуации (объекте) и именно эти элементы подвергнуть более глубокому исследованию.
Сам прогноз может базироваться на нескольких методах:
- на основе выявленных закономерностей – по средством определения цикличности в развитии, зависимости от неких повторяющихся факторов и т.п.;
- посредством изучения планов, намерений, настроений, склонностей и т.п.;
- по аналогии – путем выявления аналогичной ситуации в прошлом (прецедента);
- путем анализа тенденций и их наложения на объект изучения.
Но прогноз всегда становится результатом обработки собранного материала. И основная проблема заключается именно переработке большого количества сведений. Правда бывает и обратная ситуация – когда на лицо нехватка данных. Помимо этого необходимо учитывать влияние большого количества внешних и внутренних факторов (сил) влияющих на объект. Здесь стоит отметить особенность самого исследования. Суть этой особенности заключается в наличии или отсутствии значительного влияния на объект исследования со стороны человека (людей). Если такое влияние минимально – можно говорить о формальных исследованиях. Если же такое влияние присутствует, то необходимо учитывать результат интеллектуальной деятельности этих субъектов. Соответственно ограничиться формальными исследованиями нельзя и нужно использовать арсенал объективных методик.
Занимаясь прогнозированием необходимо соблюдать несколько правил, которые позволят максимально эффективно выполнять свою работу:
- Помнить, что при определенных обстоятельствах, невозможное может стать возможным.
- Стараться не строить выводы на основе личных симпатий и антипатий.
- Учитывать, что оппонентом может оказаться не менее прозорливый чем вы.
- Допускать, что часть ваших сведений может быть не верна.
- Не забывать, что люди часто думают одно, говорят второе, а делают третье.
- Не надеяться, что все участники событий будут действовать по правилам.
Люди, принимая решения, руководствуются некими своими соображениями. Эти соображения можно достаточно точно прогнозировать если знать мотивы субъекта и силы на него воздействующие. Но тем ни менее иногда человек действует вопреки здравому смыслу. И это тоже необходимо учитывать. Объяснения неоптимального поведения людей могут быть следующими:
- использование недостоверной информации (дезинформация, недостаток информации и т.п.);
- манипулирующее воздействие со стороны ( в т.ч. шантаж, угроза, болезнь и т.п.);
- особенности психики (глупость, психические нарушения, психическая зависимость, старческий маразм)
- некомпетентность;
- знание чего то неизвестного вам или особая дальновидность субъекта.
Способность к прогнозированию можно и нужно развивать. Такое развитие возможно посредством нескольких действий:
- необходимо выбрать некую область человеческого бытия, достаточно хорошо освещаемую, динамично развивающуюся и тщательно ее изучать, вникая во все нюансы, тонкости, особенности;
- необходимо проводить регулярные тренировки прогнозирования – строить краткосрочный прогноз в выбранной области, которую изучаете и сравнивать свои прогнозы с тем какое развитие событий происходит на самом деле;
- выявленные ошибочные прогнозы тщательно анализировать на предмет причины неточности.
Сам процесс прогнозирования можно формализовать и разбить на ряд действий:
- изучить объект и текущее положение дел;
- выделить силы, оказывающие на объект влияние;
- изучить историю объекта и выявить тенденции;
- найти аналогии в ближайшем окружении, в отрасли, в государстве и т.п.;
- выявить представления, планы, намерения, возможности лиц, могущих оказать влияние на объект;
- определить возможные варианты развития событий;
- выявить факторы способствующие или препятствующие тому или иному варианту;
- понять какое развитие желательно, какое приемлемо, какое нежелательно, какое недопустимо;
- собрать максимально возможное количество мнений о возможном развитии событий в т.ч. и уже существующие прогнозы;
- выявить характеристики и признаки, которые позволят определить направление развития ситуации;
- определить способы стимулирования развития ситуации или ее торможения;
- на основе полученных данных описать возможные сценарии развития и методы влияния на них;
- составить итоговый документ.С уважением!
Нежданов Игорь
Конец цитаты.
С уважением,
Ющук Евгений Леонидович (Yushchuk Evgeny Leonidovich), профессор кафедры мировой экономики УрГЭУ, г. Екатеринбург
Конкурентная разведка, обучение конкурентной разведке и мой бизнес:
Моя презентация о том, что такое Конкурентная разведка, чем и как она занимается
Моя презентация "Чем занимаются компании, оказывающие услуги Конкурентной разведки на аутсорсинге?"
Все мои, Ющука Евгения Леонидовича, курсы (семинары) включают в себя и теорию, и практику. И весь материал "обкатан" моими выпускниками в реальных условиях.
- Курс "Маркетинг рисков и возможностей: Конкурентная разведка" (Полный курс конкурентной разведки, включающий в себя и материал остальных курсов)
- Курс "Конкурентная разведка: работа с людьми и в Интернете" (Интернет-разведка)
- Курс: "Управление репутацией в Интернете" (сюда входит обучение ведению системы корпоративных блогов и профессиональный поиск в Интернете)
- Курс: "Информационная война в Интернет-форумах "
Мои, Ющука Евгения Леонидовича, выпускники успешно применяют полученные знания и навыки, как в бизнесе, так и на государственной службе. Кроме курсов, на странице по ссылке вы увидите ответ на важный (а в конкурентной разведке еще и деликатный) вопрос: ОТЗЫВЫ СЛУШАТЕЛЕЙ.
А также:
1. Подробный "ОТЗЫВ-АНАЛИЗ ПО КУРСАМ ЮЩУКА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВИЧА" от руководителя компании.
2. Отзыв о курсе Ющука Евгения Леонидовича по конкурентной разведке от руководителя компании ОСМП.
3. Отзыв Посольства РФ
Книга "Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе". Александр Кузин, Игорь Нежданов, Евгений Ющук.
No comments:
Post a Comment